Знак
алфавита, соответствующий третьему аркану, есть Ghimel
= 3.
Его иероглиф
– берущая рука, в смысле – кисть руки, сложенная так, что образует узкий
канал, могущий что-либо вместить.
От идеи
узкого канала переходят к идее влагалища, служащего последним этапом в процессе
рождения, а от этого – к самой идее рождения.
Отсюда
название аркана по Ипостасям теософического тернера: Divina Natura, Partus,
Generatio.
Идея
произвождения тесно связана с элементом любви или, в более общем смысле, с
элементом аттрактивности (всемирное тяготение, обычная любовь, милосердие,
универсальная любовь суть частные проявления этого общего начала).
Богиня
аттрактивности называлась Венерой. Этим объясняется одно из ученых названий
этого аркана – Venus Urania (Венера во Вселенной – в астрономическом
мире).
Другое
ученое название – Physis – Природа. Вульгарное название – l'Imperatrice.
Геометрический
символ 3-го аркана, вызывающего представление о тернере, будет – восходящий или
нисходящий треугольник,смотря по характеру тернера.
Картинка
изображает женщину, увенчанную двенадцатью звездами, символизирующими 12 знаков
Зодиака. Принцип рождения в физическом плане тесно связан с различными фазами
получения Землею солнечной энергии. Фазы эти определяются нахождением Солнца в
том или другом знаке, а потому самый Зодиак является в оккультизме намеком на
физический план, на физическую характеристику.
Сидящая
женщина "облечена в Солнце и корчится в муках рождения" (Откр. XII,
1-2).
Вопрос о
рождении раскрывает значение аркана, а Солнце указывает на центр притяжения
(планетной любви) нашей системы, вместе с тем играющий роль центра эманации
жизни, а следовательно, и всякого произвождения.
В левой руке
у женщины скипетр со знаком
Венеры.
Выходит, что она вечно царит любовью над тем, что рождено, и тем, что родится.
Астрологическое
соответствие этого аркана и есть влияние Венеры.
Самый знак
есть
синтез двух знаков:
,
служащего знаком Солнца – производительных эманаций, и +, означающего,
как мы узнаем позднее, мир стихий, или элементов, т.е. совокупность влияний
среды. Получается, что любовь обусловливает победу производительных эманаций над
затруднениями, создаваемыми окружающей средой.
В правой
руке женщина держит щит с изображением орла, чтобы показать, что принцип
произвождения распространяется на самые высокие сферы. У орла висит
равноконечный прямоугольный крест, напоминающий, что процесс рождения есть
естественное последствие процесса совокупления активного начала с пассивным
(см. аркан 2-й).
Сидит женщина,
опять-таки, на кубическом камне, утвержденном на глобусе (об этом позже), и под
ногою держит Луну, символизирующую здесь материю подлунного мира, как наинизшую
сферу произвождения. Иногда встречается искажение фигуры – крылья у женщины,
вместо Солнца, ее облекающего. Эти крылья намекают на восхождение от Isis
Terrestris к Isis Coelestis.
Какой же
тезис подтверждает аркан?
Он, прежде
всего, дает гностическую формулу: "ничто не творится, все рождается",
т.е. – всегда есть Jod
,
оплодотворяющий He
и тем
определяющий рождение элемента
(Vau – 6-й
аркан) – Отец, мать, дитя.
Активное и
пассивное, нейтрализованные андрогинным.
Помимо этого
или, лучше сказать, в связи с этим третий аркан провозглашает закон Тернера,
как общий и мировой. А потому уместно будет присовокупить к описанию аркана
примеры разбора каких-либо типичных тернеров. Сначала дам намек на некоторый
тернер типа нисходящего треугольника. Теософический тернер – Архетип – Человек
– Природа – вызывает в нас теологическую схему трех Ипостасей: Бог в Боге, или
Бог-Отец; Бог, проявляющийся в Человечестве, или Бог-Сын, и Бог, проявляющийся
в Природе – Бог-Дух Святой.
Сообразно
этой тройственной шкале манифестаций Единого Божества, в которой средний термин
нейтрализует крайние (Человек связывает Природу с Архетипом), я позволю себе
указать на 3 типа искания душами Бога: есть души, ищущие Бога-Отца
метафизическими путями; души, ищущие Бога-Сына в своем сердце и объединяющие
группы людей во имя этого искания; есть души, разыскивающие Бога созерцанием
природы и примирением с ее непреложными законами; это – искательницы Духа
Святого.
Подробнее об
этом узнаете в Тайнах Каббалы.
Теперь
разберем пример Тернера типа Восходящего Треугольника, т.е. типа Тернеров Великого
Аркана.
Тот же
Тернер "Архетип – Человек – Природа" наводит на следующее построение,
если его термины понять возможно широким образом в вопросе о ходе событий во
Вселенной. Представьте себе Архетип как нечто гармоничное, андрогинное,
всезнающее, вседовольное, одаренное притом способностью проявления активности
и, соответственно этому, могущее ограничивать сферу этой активности. Как
выражаются обыкновенно, – это Высшее Начало раздваивается на активное и
пассивное проявление, давая этим схему упомянутого треугольника.
Параллельно
с этим будем говорить о Человечестве как о едином организме, клеточками
которого будут сущности, носящие на Земле название людей, а на других планетах,
может быть, какое-нибудь другое. Признайте существование таких клеточек этого
организма в дифференцированном виде на всех космических телах – солнцах,
планетах и т.п. – и вы создадите представление о Мировом Человеке, живущем
жизнью коллективной сущности и имеющем Волю согласно Великому Закону
индивидуализации.
Еще говорите
о Природе, как результате группировки всех элементов, как индивидуализированных
вашим миросозерцанием, так и неиндивидуализированных, и эту совокупность
мыслите, как динамизированную основными схемами закономерных проявлений, т.е. –
принципом каузальности.
Эти два
полюса – Человечество и Природа – будут манифестациями Архетипа: первый –
активной, второй – пассивной по схеме нашего треугольника (здесь термины
"активный" и "пассивный" взяты в относительном, а не в
абсолютном значении).
Теперь
займемся тернером, явно подходящим под тот же тип тернера Великого Аркана, а
именно тернером "прошедшее – настоящее – будущее".
Ведь
настоящее, как момент, определяет своим местонахождением области того, что мы
называем прошедшим и будущим. Не указавши момента, который мы именуем
"настоящим", мы не сумеем разграничить эти области.
"Настоящее"
эманирует "прошедшее" и "будущее", причем в прошедшем
сказывается его относительно пассивная, косная сторона (его не переделаешь), а
в будущем – сторона активная.
Сблизив наши
два тернера, мы скажем, что Архетип владеет по закону аналогий настоящим, что
Человечеству аналогически принадлежит будущее, а Природа базирует свои
манифестации на аналогии Прошедшего. Идем дальше: Человечество владеет Будущим
по праву Человеческой Свободы при помощи инструмента, именуемого Коллективной
Волей Человечества. Природа базируется на Прошедшем в форме т.наз. Судьбы,
инструментом которой является Рок (слепой, неумолимый, и потому косный, как бы
относительно пассивный).
Архетип
обладает свойствами андрогината; это свойство отражается по праву Вседовольства
и Высшей Гармонии в том великом мировом Светильнике, который именуется
Провидением. Провидение соответственно этому нейтрально, андрогинно и играет
роль Света, озаряющего поле деятельности остальных двух элементов.
Обращаю ваше
внимание на то, что на нашем языке термин "настоящее" имеет два
значения: одно – касающееся реальности объекта, другое – помещающее
объект в определенный момент времени.
Всякий прием
рождения, эманации чего бы то ни было должен быть настоящим для
рождающего, эманирующего, чтобы быть реальным в соответствующем ему плане
жизненных проявлений. Формула внушения должна читаться: "Ты делаешь
то-то", а не "ты сделаешь" или "ты сделал".
Непреложный
метафизический или научный тезис также формулируется в настоящем времени. Ощущение,
которое вы будете характеризовать как прошедшее или будущее, никем не будет
признано реальным. Его в лучшем случае назовут туманными терминами
"рефлекс", "галлюцинация" и т.п.
Возвращаясь
к нашему тернеру, будем утверждать вместе с Fabre d'Olivet, что мировая история
зиждется на мистическом треугольнике (черт. 5).
Чертеж 5
Провидение
озаряет своим светом Настоящее; Воля Человечества устремляется на созидание
Будущего, но при этом ограничена в своих проявлениях Роком, который
гвоздит ее Прошедшим. Если Воля Человечества соединяется, входит в союз с
просвещающим влиянием Провидения, то она сильнее Рока: в это время история
Человечества носит эволютивный характер.
Если
Человечество закрывает глаза на это влияние Провидения и вступает в
единоборство с Роком, то общего тезиса о ходе его истории высказать нельзя: все
зависит от отношения сил Воли и Рока.
Если
Человечество сознательно борется своею Волею с Роком, подкрепленным указаниями
Провидения, то Воля эта будет побеждена: ничего не выйдет. Если, наконец,
Человечество присоединяет свою Волю к влияниям Рока, неблагоприятно оцениваемым
Провидением, то реализации оказываются весьма мощными, весьма ощутительными, но
ход истории удаляет мир от принципа Гармонии и будет нуждаться в последующих
исправлениях на пути решения Великой Задачи конечных целей существования
Вселенной. Мировая история в это время инволютивна.
Интересно
рассмотреть частное отражение мистического треугольника Fabre d'Olivet,
управляющее ходом событий в жизни души отдельного человека в течение
определенного воплощения (инкарнации) этой души.
Треугольник
примет вид чертежа 6-го.
Чертеж 6
Провидение в
отдельном человеческом экземпляре имеет представителем т. наз. совесть, которая
абсолютно нейтральна, не толкает и не задерживает, а только освещает путь,
указывая, как нейтрализовать для настоящего момента бинер добро – зло.
Воля
человека определяет будущие события, но ограничена в их выборе т. наз. кармою.
Эта карма есть как бы общий формуляр всех предыдущих инкарнаций души нашего
человека. Он родился первый раз в благоприятных для приобретения мудрости
условиях, как говорят – с чистой кармой; погрешал; во вторую инкарнацию ему,
кроме задачи приобретения мудрости, еще предстоит очистить карму, что не
обойдется без борьбы и страданий. Конечно, при этом втором рождении карма
ставит его в менее благоприятные условия жизни. Дальнейшие инкарнации следуют
закону альтернатив отягчений и исправлений кармы, пока она окончательно не
очистится.
Очень отягченная карма, которую бы нельзя было исправить одними
сознательными усилиями воли, отчасти исправляется самим элементом страдания
в соответствующей ей инкарнации: страдания, на которые человек обречен кармою,
могут быть настолько сильны, что отчасти искупают карму, даже в случае полной
пассивности и сознательной злонамеренности субъекта в течение инкарнации.
Вот какие
комбинации вершин возможны для этой частной схемы Мистического Треугольника:
- Воля заодно с Совестью против Кармы. Результат – очищение Кармы.
- Воля заодно с Кармою против Совести. Это – т.наз. эгоистический оппортунизм. Результат – видимые удачи в жизни при наличности отягощения Кармы.
- Борьба Воли с Кармою без консультации Совести. Результат не может быть формулирован в общем виде. Он зависит от отношения сил Воли и Кармы.
- Воля против соединенных Кармы и Совести. Результат – неудачи в жизни и отягощение Кармы.
Шкалярные
тернеры, подобные рассмотренным в этом аркане, т.е. представляющие собой явную
совокупность трех основных степеней одного и того же проявления, условимся
называть абсолютными тернерами. Им мы попытаемся уподобить другие
тернеры, для признания которых надо примиряться с некоторыми условностями, как
бы становиться на особую точку зрения. Эти вторые тернеры назовем аналогичными,
связывая каждый из них условно или символически с каким-нибудь абсолютным
тернером.
Дадим два
примера таких тернеров. Первый пример заимствуем из природы, второй – из
области ритуального символизма.
Рассмотрим ствол
человеческого тела, подразделив его на голову, грудную полость и полость
живота. Свяжем аналогично голову с ментальным планом, ну хотя бы потому, что
проявления ментальной работы у воплощенного человека стоят как бы в связи с
отправлениями головного мозга.
Грудь свяжем
с представлением об астральном плане, ну хотя бы потому, что физическая
тренировка адептов астральной работы отводит центральное место упражнениям
дыхательных органов. Живот свяжем аналогически с физическим планом, ну хотя бы
потому, что функции пищеварительных органов натурально связаны с делом
обновления клеточек тела.
Вот вам и
аналогичный тернер. Можете прочесть его в немного измененной форме:
деятельность головы управляет распределением нервных флюидов, деятельность
грудной клетки – обновлением жизненной силы крови, деятельность живота –
реставрацией тканей (вопрос о т.наз. циркуляции лимфы).
Хотите
оправдать практически ваше искусственное построение? Рассмотрите голову –
аналогию ментального плана – и ищите в ней три подплана этого плана. Глаза
сойдут за представителя ментальности в голове, – вы по взгляду поверхностно
заключаете о рассудочной деятельности субъекта; нос будет представителем
астральности в голове, – по его состоянию вы часто имеете возможность делать
поверхностные заключения в области патологии грудной полости; рот пусть будет
представителем физического плана, посланником полости живота, о расстройствах
органов которой вы часто судите по губам, языку и т.п.
Это
подразделение намечает путь к признанию нашего тернера не вполне произвольным,
а как бы естественно-символическим.
Теперь дам
пример искусственно-символического тернера, объяснив схему знаменитого
Трезубца Парацельса (Tridens Paracelsi).
Его
изображение дает чертеж 7-й.
Чертеж 7.
Трезубец Парацельса.
Зубцы
металлические (железо, жесть или сталь); цилиндрическая рукоятка – деревянная
или эбонитовая, т.е. во всяком случае – изолирующая. Прибор, с
практической точки зрения, представляет собой магическую шпагу с тремя
остриями.
Сделаем
анализ надписей на зубцах, знаков, начертанных около основания зубцов, и
золотой надписи на рукоятке. Начнем с зубцов.
На верхнем
выгравировано Obito (повинуйся, поддавайся, будь послушен, внимай); надпись эта
очерчивает сферу пассивных проявлений Человека в области жизни физического
плана (вернее – в области трех планов при наличии инкарнации в физическом).
На нижнем
зубце мы читаем: Imo (грамотнее было бы Immo, что значит: – напротив,
наперекор, в смысле – сопротивляйся, проявляй себя активно).
Средний
зубец заключает надпись: Apdosel, которую нужно разложить так: ap + do + sel.
Ap надо заменить греческим αρ,
начальными буквами слова αρχη (архе) = начало = высший элемент = mens.
Слог do
должен читаться справа налево – od; это название положительно поляризованного
астрала. Следовательно, это астросом в сфере мужских проявлений.
Sel (латинское sal) означает соль
= бродило физического плана – символизирует самый физический план.
Итак – три
зубца своими надписями диктуют фразу: трехсоставный активный Человек
(mens + anima + corpus) должен уравновешивать бинер повиновения и
сопротивления; он должен лавировать между этими приемами. Этот тернер
очерчивает сферу деятельности Человека.
Во втором
тернере знаков
и
первый знак,
подобие рака, поставлен вместо знака
Рака. Этот
зодиакальный знак астрологически есть дом Луны, планетное влияние которой
проводит пассивное начало в пассивный же верхний зубец.
Змея,
имеющая головой знак Юпитера, есть символ астрального tourbillon, которым
авторитет (знак Юпитера) Человека проводится в мировой астраль.
Третий знак
есть испорченный знак
зодиакального
Льва, служащего домом активному Солнцу, проводящему свое влияние в
нижний, активный зубец.
Как видим –
второй тернер относится к области форм, проводящих влияние рукоятки в
зубцы.
Рукоятка украшена
золотою надписью
P.P.P. VLIDOXFATO,
где тройное
P следует опрокинуть для получения тройного лингама – оплодотворение в трех
планах. V есть латинское числительное 5, – указание на пентаграмму, – символ
человеческой Воли; LI – начальные буквы слова libertate – (свободою); VLI =
pentagrammatica libertate = свободою человеческой Воли. DOX значит doxa
(осведомленностью), т.е. тем, что нам дает элемент совести. FATO значит Роком,
Судьбою, Кармою. Значит, рукоятка нам говорит о праве Человека на попытки
произвождения в трех планах и в силу существования того, что мы ставили в
вершинах Мистического треугольника Fabre d'Olivet.
Этот тернер
касается сферы ментального, даже метафизического характера наших абсолютных
прав на три плана.
Весь
трезубец будет символизировать Человека вообще в двух высших планах (рукоять,
схема астрологических знаков) и дифференцировать его как Мужчину в
физическом плане (средний зубец содержит намек на активность).
Практически
прибор служит магической шпагой в руке мужчины, а в сильно уменьшенном формате
применяется в герметической медицине при лечении мужской импотенции. Вот пример
системы трех тернеров в области символизма.
Няма коментари:
Публикуване на коментар
Забележка: Само членове на този блог могат да публикуват коментари.